1

вторник, 27 сентября 2011 г.

Польская бронедрезина TK-R-TK.

Кихтенко А.В. 

Польская бронедрезина TK-R-TK.

 В начале 1930-х годов по предложению полковника Коссаковского (T. Kossakowski) для танков "Рено" FT-17 было разработано специальное шасси для движения по железнодорожному полотну. В 1932 и 1933 годах построили два прототипа бронедрезины. Железнодорожное шасси первого прототипа приводилось в движение при помощи гусениц танка, напрямую воздействовавших на колеса платформы. Дрезина развивала скорость 38 км/ч.  У второго прототипа приводная ось железнодорожного шасси была связана с трансмиссией танка при помощи карданного вала. После установки танка на платформу требовалось 3 минуты для подсоединения вала и менее 3 минут на его отсоединение. Шасси имело механизм реверса, позволявший двигаться с одинаковой скоростью 45 км/ч (55 -57 км/ч на последних моделях!) вперед и назад. Общая масса бронедрезины составила 10,5 тонн, из которых на железнодорожное шасси приходилось 3,4 тонны. Длина шасси 8,11 м., ширина 2,04 м., высота (платформа с танком) 2,83 м. Этот (второй) прототип был принят на вооружение и в январе 1938 года первую партию из 18 железнодорожных шасси изготовили в Chorzow, а всего до 1939 года их выпустили 38. 

 

“Средняя железнодорожно-наземная бронированная дрезина R”. 

“Средняя железнодорожно-наземная бронированная дрезина R” (макет). 

Бронированная дрезина типа  ”R” (вид справа).

Бронированная дрезина типа  ”R”.(вид спереди).

Новый образец бронетехники получил название “средняя железнодорожно-наземная бронированная дрезина R”  (“R” в названии - от Renault) и предназначался для замены чехословацких бронедрезин  “Татра” (Tatra Typ 18) закупленных Польшей в конце 1920-х.

Бронированная дрезина типа  ”R” (вид сзади). 

Бронированная дрезина типа  ”R” (вид сзади). Хорошо видны аппарели для загрузки и выгрузки танка с платформы.

Часть бронедрезин типа “R” было включено в состав необычного соединения. Перед началом войны польскому бронепоезду придавались 2 взвода бронедрезин, каждый из которых состоял из одной бронедрезины типа “R” и двух типа “ТК”.

Бронированная дрезина типа  ”R” с экипажем.

Взвод TK-R-TK. Легкая железнодорожно-наземная бронированная дрезина ТК” представляла собой железнодорожную платформу с подъёмным механизмом, на которую устанавливались танкетки ТК или TKS. Для движения по железной дороге гидравлический подъемный механизм опускал танкетку гусеницами на рельсы. Полный вес дрезины составил 4150 кг., а высота  в опущенном состоянии была такой же, как у самой танкетки – 1,33 м. К 1939 году польская армия имела на вооружение  50 бронедрезин типа “ТК”.  Скорость бронедрезины типа “ТК” лишь незначительно уступала танкетке, однако в отличие от бронедрезины типа “R”, “ТК”  не имела реверса, что препятствовало быстрому движению задним ходом (его скорость не превышала 5 км/ч). Для того, чтобы как-то решить эту проблему, две или три дрезины соединялись вместе по схеме “тяни-толкай”. Чисто “танкетный” вариант обозначались как ТК-ТК, а комбинация из двух бронедрезин типа “ТК”  и одной типа “R” как TK-R-TK. Кроме решения задачи движения с одинаковой скоростью передним и задним ходом,  буксировка бронедрезиной типа “R”позволяла уменьшить износ гусениц  бронедрезины типа “ТК”. 

 Использовались TK-R-TK в основном для разведки и патрулирования железных дорог, при этом FT-17 зачастую оставался на платформе, а танкетки, обладавшие большей скорость и запасом хода (в зависимости от модификации  - 40-45 км/ч. и 180-200 км. соответственно) двигались по земле. Для того чтобы покинуть свою платформу им требовалась не более 1 минуты. Одна из бронедрезин “ТК” оборудовалась радиостанцией. 

Объединение бронедрезин обоих типов во взвод TK-R-TK, позволило создать универсальное разведывательное подразделение, каждая часть которого могла действовать в случае необходимости самостоятельно. Часть бронедрезин в ходе войны была разукомплектована, так как танкетки и танки с них устанавливались не земле в качестве ДОТов и впоследствии были уничтожены или брошены своими экипажами.

Легкая железнодорожно-наземная бронированная дрезина ”ТК”

Бронированная дрезина типа ”ТК”   (вид справа).

Бронированная дрезина типа ”ТК” из состава взвода TK-R-TK готовится к спуску со своей платформы. На заднем плане дрезина типа  ”R”.

Бронированная дрезина типа ”R” и оснащенная рацией дрезина типа ”ТК”.В конце 1930-х годов в составе польских бронепоездов входили 18 пушечных танков FT-17. Каждый из бронепоездов (кроме №15) имел по две бронедрезины типа “R”. Перед войной бронепоезд №13 передал два своих танка (бронедрезины) Армии "Поможе" для усиления обороны моста в Тчеве (Tczew). Они не участвовали в боевых действиях, и их судьба не известна. Возможно, бронепоезду №13 придали другие два FT-17. Всего к началу Второй Мировой войны два дивизиона бронепоездов располагали 32  бронедрезинами типа “R”.Захваченные немцами бронированные дрезины типа ”R” и ”ТК” из состава взвода TK-R-TK.

Поврежденные бронированные дрезины типа ”ТК”. На заднем плане дрезина типа  ”R”. Осень 1939 года.

Литература:

 Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002.

М.Коломиец, Федосеев С. Альманах. "Фронтовая иллюстрация" 1-2004. Лёгкий танк ”Рено” FT-17.  

 Информация с сайтов:

http://derela.republika.pl/drais.htm

http://www.aviarmor.net/TWW2/Tanks/Poland/TKS.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий