1

четверг, 24 ноября 2011 г.

Перспективы российской бронетехники



Вслед за общей военной реформой происходит качественный скачок в обновлении техники сухопутных войск - разрабатываются и будут приняты на вооружение новые унифицированные боевые платформы различных классов. Про платформу "Бумеранг" я уже упоминал в своей предыдущей статье. "Тяжелая платформа Армата" уже достаточно популярна - под этим названием скрывается семейство тяжелых гусеничных боевых машин во главе с танком. Но что известно о средней гусеничной платформе "Курганец-25"?

"Унифицированные платформы"

В нём достаточно подробно описываются особенности новой реформы БТВТ и ВАТ, одними из которых становятся опора на высокие технологии и всеобъемлющая унификация и стандартизация. Предполагается что все машины, начиная от грузовиков и заканчивая танками, будут иметь компьютеризированные ИУС (информационно-управляющая система) с единым стандартом (пример - мультиплексные шины передачи данных стандарта MIL-STD в странах НАТО), элементы интеграции в единую систему управления тактического звена (ЕСУ-ТЗ), максимально унифицированные модульные узлы и агрегаты.

Что же было буквально вчера (не рассматривая модификации)? Три основных боевых танка, два типа грузовиков, БМП, БМД и БТР. Конечно, попытки унифицировать весь этот бардак предпринимались не раз, начиная с попытки сделать унифицированный двигатель для легкой техники серии 2В (в итоге на БМП-3 стоит УТД-29/32, даже пошла "обратная унификация" - БМД-4М и БТР "Гильза" имели УТД-32), заканчивая модернизационными программами, типа БО "Бережок", "Бахча" и даже танковый БО "Бурлак"... В таких попытках "сшить тришкин кафтан" были потрачены годы, без особенного результата.

Сейчас же цель - четыре новейшие унифицированные платформы. Да, грузовики "Тайфун" от Урала и Камаза отличаются друг от друга - зато они используют общие узлы и агрегаты. Да, по сути дела предполагается иметь три типа БТР и три типа БМП(!), разных категорий массы и с разным движителем - зато в составе своих подразделений они будут всё так-же унифицированы. И всё же? Есть четкая стратегия и желание МО, и адекватная реакция ВПК - уже кипит разработка, есть и видимые (пока что в виде "интересных картинок") результаты. Остановимся на них поподробнее.

"Армата"

Начнём пожалуй с "Арматы", благо именно по этому семейству есть некоторые иллюстрации, которые хорошо отражают свойство "унифицированных платформ". Но абстрагируемся именно от "супертанка Армада" (как его принято называть в прессе) - нам интересно семейство, а не отдельный тип машин. Да и тема танка уже неоднократно обсуждалась, и рассматривая "Армату" как танк, то неизбежно начнётся сравнение её и Объекта-195. В данной статье эту тему пропустим.

В своё время на сайте zelezki.ru появились вот такие картинки (позже картинок добавил Алексей Gur Khan Хлопотов в своем блоге). Естественно это эскизы с очень ранней стадии проработки проекта, возможно даже отклоненный вариант. Но это наиболее близкое по теме изображение по теме "Армата".

"Армата" и "Курганец-25"


Семейство "Армата". (отметьте машину с комплексом вооружения как у БМПТ, скорее всего её не будет, вместо неё будет тяжёлая БМП).

Из картинок видно что создается единое модульное унифицированное шасси, но новаторство заключаются в том что кроме таких "классических приложений" к танку как БРЭМ и САУ, добавляются тяжёлые БТР и БМП, причём с передним расположением двигателя, что позволяет реализовать полноценный кормовой выход десанта через аппарель или распашные двери.

Унифицированное шасси уже создавалось в УКБТМ, в виде платформы Э-300, на базе танка Т-90:

"Армата" и "Курганец-25"


(в железе платформа была сделана с двигателем в корме, но конструкция позволяет сделать и переднее МТО). Наработки по такой унифицированной платформе наверняка будут использованы (уже используются) в разработке "Арматы".

Основной боевой танк

"Армата" и "Курганец-25"


Не хочется повторяться, потому что по танку "Армата" было сказано уже довольно много. Уже даже по этой компьютерной модельке понятно что будет использован задел по некогда перспективному танку "Объект-195" - танк с экипажем в бронекапсуле в носу корпуса, за мощной лобовой броней; с необитаемым, дистанционно управляемым боевым отделением и МТО в корме. Но вот в вооружении будут большие изменения. Главком СВ Постников четко указал на то что перспективный танк будет вооружен пушкой калибра 125мм. Естественно это будет новое орудие, повышенного могущества, например 2А82, которая давно указывается как возможное оснащение российских танков. В таком случае переход на калибр 152мм, и на пушку 2А83 отменяются. Причин может быть множество, начиная с банальной экономии - ведь пришлось бы создавать целую линейку новых, танковых боеприпасов, а в случае с 2А82 можно стрелять и старыми снарядами. Даже такой надуманный предлог как ограничение вооружени ДОВСЕ, где любые артсистемы 152-155мм учитываются как возможные носители тактических ядерных снарядов, мог быть учтен. Ну и вероятна такая версия, что с принятием "шестидюймового" калибра вполне может начаться "гонка вооружений" в бронетанковой сфере, вплоть до массового перестволивания танков с 120мм на 140мм калибр. И таким решением просто не провоцируют наших "потенциальных противников/друзей по перезагрузке". Всё может быть. (отметьте так-же небольшой ДУМВ с пулемётом на башне танка - а как известно из сведений "инсайдеров", Объект 195 был оснащен 30мм автоматической пушкой 2А42 с независимым наведением). Но повторяю - к картинкам надо отнестись с осторожностью, вряд ли они будут похожи на конечный результат.

Если брать за основу всей линейки Т-99 "Приоретет", то компановка всех остальных машин выглядит явно иначе.



Интересно так-же заявление Постникова, в контексте тяжелых платформ, что "танк будет весить 65 тонн". Тот же генерал Шевченко упоминал что тяжелое шасси будет иметь несущую способность до 30 тонн - это вполне кореллируется с пресловутыми 65 тоннами. Но если вспомнить некоторые заявления экспертов и "инсайдеров" по Объекту-195 (а он, по слухам, был необычно легок для своих размеров), а так-же историческое неприятия сверхтяжелых танков отечественным МО - то скорее всего танк всё же будет существенно легче, а 65 тонн это максимально возможное нагруженное шасси, например тот же ИМР или БРЭМ с максимальным грузом.

ТБТР

"Армата" и "Курганец-25"


По сути тяжёлые БТР в РФ уже есть, это БМО-Т (как на фото) они даже приняты на вооружение хим.войск. Были и более ранние, несерийные БТР-Т на базе Т-55. Но их нельзя назвать полноценным подходом к созданию унифицированных платформ, да и реализация оставляет желать лучшего - отсутствует выход с кормы, через аппарель или распашные двери. Бойцы должны десантироваться в люки на крыше или через люки в задней стенке обитаемого отсека - прямо на крышу МТО. Удобной или безопасной такую компоновку назвать нельзя. Да помещается в БМО-Т всего 7 человек.

"Армата" и "Курганец-25"


Это предполагаемый вид ТБТР "Армата". Причём такой вариант как на картинке, является именно бронетранспортёром, т.е. машиной лишь безопасно транспортирующей пехоту. Вооружение в виде крупнокалиберного, дистанционно-управляемого пулемёта вряд ли можно назвать адекватным оружием огневой поддержки, скорее оно является оружием самообороны. Зато такой вариант имеет минимальные габариты, при должном уровне реализации такой ДУМВ (дистанционно-управляемый модуль вооружения) совершенно не занимает места внутри, им может управлять командир машины, заменяя ненужного наводчика-оператора. В итоге вместимость ТБТР увеличивается, сразу можно перевезти большее число пехотинцев (например в омском проекте ТБТР, с движком сзади кстати, вместе с командиром и механиком-водителем помещалось от 13 до 15 человек). Отметьте так-же что корпус ТБТР выше чем у танка - машина не только должна перевозить более число пехотинцев, она ещё должна быть более просторной внутри. А её общая высота и заметность не играют такой большой роли, тем более что это компенсируется отсутствием башни.

ТБМП

Кроме ТБТР будет разработан и ТБМП, описывая его особенности для СМИ, источник в минобороны особо отмечал новый противотанковый комплекс повышенной эффективности, способный поражать низколетящие летательные аппараты.

Существование ТБМП при наличии танка и ТБТР - может быть дискуссионным вопросом, но похоже в МО уже всё решили. И ТБТР и ТБМП будут иметь защиту на уровне танка (то есть значительную, намного превосходя защиту БМП и БТР средней категории).

Сверх того, в семействе "Армата", как уже отмечалось, найдется место и САУ, и БРЭМ, и ИМР. Будет ли САУ знаменитой двуствольной "Коалицией-СВ" на шасси от "Арматы", будет ли ИМР подобен тому как на этом рисунке (с блога Алексея Хлопотова), остается только гадать:

"Армата" и "Курганец-25"


"Курганец-25"

Вначале немного истории. Как известно, БМП-3 задумывался как единая, унифицированная машина для советской армии. Она должна была поступить не только в сухопутные войск и морскую пехоту, но даже в ВДВ. И если сухопутный вариант БМП-3 благополучно был принят и до сих пор выпускается серийно, а БМП-3Ф поступает в морскую пехоту уже со скрипом, то десантники так и не получили свой "десантный" БМП-3, хотя машина прошла испытания парашютным десантированием, была разработана специальная парашютная система П-235 «Басня». История с отказом ВДВ от БМП-3 и принятием БМД-3 имеет много нюансов, это долгий разговор, я не буду на нём останавливаться.

Но окончательно отказаться от идеи единой машины пехоты не могли. Видимо работа шла постоянно, итогом стало обнародование информации о Единой Боевой Машине "Курганец" (рисунок взят с сайта alternathistory.org.ua).

"Армата" и "Курганец-25"
(внимание, эта картинка иллюстрирует более ранний проект "Курганец", и не является изображением "Курганца-25")


Упоминал её генерал-полковник Сергей Маев ещё в 2004 году в рамках статьи "Российская армия делает ставку на унификацию бронетехники".

"В настоящее время ведется создание единой легкобронированной техники по теме "Курганец", единого бронетранспортера по теме "Росток" и единого боевого танка", - сообщил Сергей Маев. (кстати не находите в этом некоей иронии?).

Как видим, это была достаточно легкая гусеничная машина, с возможностью десантироваться парашютным способом с десантом внутри. Вооружение её предусматривало установку автоматической пушки среднего калибра (видимо 57мм). Упоминалось и модульное бронирование, что позволяло гибко подходить к вопросу защиты машины (например броня снималась при десантировании).

Очевидно, что будущая унифицированная платформа "Курганец-25" будет базироваться на наработках ЕБМ "Курганец" так-же, как "Армата" будет базироваться на наработках по Объекту 195, а "Бумеранг", соответственно, на наработках по БТР-90.

Общее шасси для семейства, скорее всего будет иметь одну схему - с передним расположением двигателя, и аппарелью (ну или распашными дверьми) сзади. Боевое отделение (модуль) для БМП, по слухам, разработан в КБП - традиционном поставщике БО для отечественных БМП. Поэтому с большой вероятностью "Курганец-25" не будет иметь автоматическую 57мм пушку, так как её продвигало КБ "Буревестник". Будет нечто иное. Будет ли это развитием знаменитой КБПшной "тройчатки" из 100мм орудия, 30мм автопушки и пулемёта - неизвестно.

Отдельный разговор - архитектура нового БО. Классическое БО с подбашенной корзиной с БК и членами экипажа в ней, вполне может быть заменено боевым модулем с дистанционно управляемой башней, причём с минимальным размещением внутри корпуса машины (весь БК оказывается вне обитаемого объема - что немаловажно для при поражении БК, одно дело детонация БК снаружи, "на броне", другое - взрыв внутри корпуса). Примеры таких боевых модулей достаточно легко можно найти зарубежом - особо искать не стоит, такие например украинские "Парус" и "Гром". Ну или вариант - израильские модули, такие как Samson RCWS-30. И всё же какое БО будет стоять на "Курганца-25" - пока большая тайна.

Что же касается самого семейства, генерал-майор Шевченко уже частично раскрыл нам его состав, в нём помимо традиционной БМП будет и БТР повышенной вместимости, и БРЭМ.

Кроме того в СМИ прошла информация что будет разработана машина для Морской Пехоты, со своей спецификой. Встречается ошибочное мнение что машина будет разработана на базе "Арматы" - это явный абсурд. Понятно что это будет лишь модификация "Курганца-25", как БМП-3Ф был модификацией БМП-3. Впрочем "и тут Мистраль добрался" - говорится что новая БМП будет иметь привод от двигателя на гребной винт, что позволит достичь большей скорости на воде (даже указывалась примерная скорость в 25-30км/ч) - а соответственно будет доступна и быстрая загоризонтная высадка с десантного корабля. Непонятно, будет ли машина иметь глиссирующую способность, как китайский аналог ZBD-2000 (многое в ней перекликается с "Курганцом-25МП"), но это вполне вероятно.

"Армата" и "Курганец-25"


Китайская ZBD-2000.

На первый взгляд идея бронетранспортёра на базе БМП тоже кажется абсурдной. И всё же - она имеет свои плюсы: унификация техники в составе подразделения, с целью упрощения обслуживания/снабжения с одной стороны и оснащение более дешевыми (немаловажно - ведь БМП оснащаются дорогостоящими БО со сложными СУО) машинами подразделений которым нет необходимости использовать полноценные БМП. К тому же в БТР банально помещается больше бойцов - это немаловажное приемущество.

Тем более что Курганмашзавод уже имеет опыт. Кроме унифицированных шасси на базе БМП-3, на которых создавались специфические машины - БРЭМ-Л "Беглянка", шасси под "Хризантему-С" и так далее: был также интересный проект машины со стальным корпусом повышенной вместимости, на базе КШМ "Поток". Он назывался 502ТБ. При должной фантазии такую машину можно представить как БТР, и спроецировать на "Курганец-25" (естественно с большими оговорками, и всё же - наверняка её корпус будет выше чем у БМП, как и в случае с ТБТР "Армата"):

"Армата" и "Курганец-25"


Ну и наконец - десантная машина на базе "Курганца-25". Многим кажется что 25 - это тонны, выходит что семейство машин будет довольно тяжелым, это даже больше чем "Спрут-СД". Это так, но и не совсем так. По одной информации, 25 - это верхний предел массы семейства. И десантная машина, со снятым модульным бронированием, будет вполне подходить по массогабаритам ВДВ. Как показывает практика, даже не нужно особое шасси с регулируемым клиренсом - даже на том же БМД-4М вернулись к шасси от БМП-3 с торсионами.

Естественно, только 3-5 машинами в составе семейства дело не ограничится. Держа в уме унификацию с колесной платформой и танком, можно прикинуть какое множество различных типов и модификаций на платформе "Курганца-25" можно создать. Простой пример - на базе БМД-3 задумывалось создать семейство из 25(!) разных машин:

"Армата" и "Курганец-25"


Ну и в завершении, один слух, весьма достоверный, с одного профильного форума:

Итак, повторяю свое сгинувшее сообщение

В 20-ых числах ноября состоится защита техпроекта "Курганец-25". Машина будет представленна в трех вариантах: БМП, БТР (типа Намера) и БРЭМ. Комплекс вооружения многим не понравится, но пока озвучивать не буду. Вобщем, на мой взгляд, по сравнению с теми проектами которые застал я, получился шаг назад.

Появится открытая информация можно будет поспорить на эту тему


Небольшой комментарий: определение "БТР (типа Намера)" для достаточно лёгкой машины кажется абсурдным, но это скорее всего относится к облику - гусеничный БТР с увеличенным корпусом для десанта, отсутствием большого БО, вместо него дистанционно-управляемый пулемёт - вполне похоже издалека на "Намер".

Ну а общий тон сообщения всё же радует - похоже "Курганец-25" будет вторым, после бронегрузовиков "Тайфун", воплощенным в металле, представителем семейства "унифицированных платформ". Ранее уже проходила информация что из трёх "боевых" платформ "Курганец-25" наиболее проработанный.

Остается только подождать.
Автор Vulkan Raven
Вот еще информация по теме

Опытный перспективный основной танк. Разработки перспективного проекта танка начаты в рамках конкурса НИР "Совершенствование-88" (1988 г.). Головной разработчик - Уральское КБ транспортного машиностроения (г.Нижний Тагил), производство танков ведет ПО "Уралвагонзавод" (УВЗ, г.Нижний Тагил). Соисполнители НИР: ФГУП «НИИД», ОАО ВНИТМ, ОАО «ВНИТИ», ОАО "Урал НИТИ", ФГУП "Завод № 9", ФГУП ПО "Баррикады", ФГУП «ЦНИИМ», ОАО ВПМЗ «Молот», «НПО «Электромашина» куда входит СКБ «Ротор» и пр. Сборка первого прототипа "объект 195" велась на УВЗ в 1999-2000 г.г. Впервые о разработке танка "объект 195" в СМИ объявлено в июле 2001 г. В 2006 г. СМИ сообщали о прохождении танком государственных испытаний. В 2007 г. планировалось завершить испытания прототипа в 2008 г. и в 2009 г. принять танк на вооружение. В 2008 г. велись испытания образца №2 опытного танка в рамках второго этапа государственных испытаний - всего построено два опытных образца. По состоянию на начало 2010 г. сообщается, что танк проходит государственные испытания которые будут завершены в период с 2010 по 2015 г.г. Предполагалось, что танк будет принят на вооружение под наименованием Т-95 в 2010 г. Серийное производство, как считалось, будет развернуто на ПО "Уралвагонзавод". 9 апреля 2010 г. заместитель министра обороны России В.Поповкин заявил, что программа создания "объекта 195" закрыта и принятие танка на вооружение не планируется. Осенью 2010 г. появилась информация о начале УКБТМ новой ОКР на базе танка "объект 195". Данные по опытному танку являются неточными и основаны на публикациях в открытой печати, а так же на вероятностных оценках.



Предположительный рисунок "объекта 195" (верхний вариант )

ОБТ «Молот»




К периоду развала советского союза появились несколько проектов танков нового поколения, созданные Харьковским и ленинградским конструкторскими бюро. Но освоения производства нового сложного танка требовали как очень больших сроков, так и финансирования. Только освоение серийного производства танка «Молот» промышленностью и устранение его «детских болезней» потребовало бы срок не менее 8 лет. Наработки, проведенные еще во времена СССР, позволили создать такие танки как «Черный Орел», который первоначально разрабатывался как проект модернизации танка Т-80.

Первые проекты разработки танка нового поколения, основная идея которого состояла в выносном орудии, начались еще в начале 80-х годов, Харьковское КБ разработало своей проект перспективного танка «объект 477», также известного как «Бунтарь», «Боксер» и, в последствии - «Молот» в разработку вложили миллиарды рублей, но достижение оптимальных жизнеспособных решений потребовало намного больше времени, чем планировалось, разработка танка затянулась. Автомат заряжания был сложным и требовал дальнейшей доработки. Первые опытные образцы танка появились в конце восьмидесятых годов, однако это были просто корпуса. С развалом СССР положение дел еще усугубилось. Доводка «начинки» танка растянулась и заняла еще на многие годы. Довести танк до готовности к производству удалось лишь к концу 90-х.


Характеристики
Вес  около 50 тонн
Экипаж 3
Двигатель - дизельный двигатель 6ТД (В перспективе 6ТД-3 мощностью более 1500 л.с.)
Скорость на дороге более 75 км/ч
Скорость по пересеченной местности более 50 км/ч

соотношение вес/мощность не менее 28 л.с на тонну

Давление на грунт около 0.8 кг/ см. кв

Основное орудие 152 мм
Боезапас 34 выстрела

Типы боеприпасов БПС, ОФС, КУВ

ПЕРЕДНЯЯ И БОКОВАЯ БРОНЯ
Многослойная комбинированная с использованием встроенной динамической защиты нового поколения,

Бронирование спереди и сбоку (в эквиваленте гомогенной стальной брони)


Против БПС: Предположительно не менее 1200 мм.

Против Кумулятивных боеприпасов: Предположительно не менее 1800

(В эквиваленте стальной гомогенной брони без учета встроенной динамической защиты


Вот китайская концепция танка нового поколения






Очень хорошо, что мы вышлииз кризиса разработок. Денег на армию выделяется намного больше. Ждем появления качественно новой техники, а не переработок задела советского периода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий