1

вторник, 23 августа 2011 г.

ACHZARIT. MERKAVA. NAMER.




Achzarit

  

Изучив опыт  войны в Ливане в 1982 г., большая часть боев которой велась в городских условиях , руководство АОИ разработало тактико-техническое задание на разработку тяжелого бронетранспортера, получившего впоследствии наименование «Achzarit». В соответствии с ними это должна была быть высокозащищенная машина, способная действовать в местных условиях совместно с основными танками «Merkava». К идее создания подобной машины подтолкнуло удачное применение в городских условиях в качестве средства доставки пехоты к месту боя инженерной машины разграждения «Puma», выполненной на шасси основного танка «Centurion».

Разработка тяжелых БТР в Израиле первоначально предусматривала использование разнообразных шасси, включая шасси танков «Merkava» и «Centurion». Первые опытные образцы БТР «Achzarit» были построены в 1987 г. В последующем был проработан вариант создания машины на шасси танка Т-55, которые в большом количестве достались Израильской армии в качестве трофеев в ходе арабо-израильских войн и затем в течение нескольких лет были восстановлены для АОИ.

Испытания опытных образцов машин «Achzarit» на базе Т-55 показали некоторые преимущества по сравнению с отрабатывавшимися ранее вариантами и особенно более низкую стоимость машины. Принятие их на вооружение сил обороны Израиля в качестве тяжелого бронетранспортера и начало их серийного производства состоялось в 1988 г. Производство тяжелых БТР «Achzarit» осуществлялось в мастерских АОИ и на Военном заводе расположенном в г. Тель-Ашомере, что недалеко от Тель-Авива.

По разным оценкам в настоящее время в вооруженных силах Израиля находится примерно 400-500 таких машин.




 

При перестройке танка Т-55 в тяжелый БТР его шасси полностью разбирается, а затем восстанавливается, но уже с некоторыми доработками. Башня танка демонтируется и на корпусе машины в месте обитаемого отделения варится дополнительная надстройка, которая образует отделение управления и десантное отделение. Моторно-трансмиссионное отделение находится в корме машины, но вместо штатных двигателя и трансмиссии в него устанавливается силовая установка израильской компании NIMDA, имеющая несколько меньшие по высоте габариты и более мощный двигатель.

На корпус машины устанавливается дополнительное бронирование, разработанное в Израиле, которое, по словам разработчиков, обеспечивает этой машине лучшую защиту среди всех имеющихся машин в мире этого типа.

В обитаемом отделении машины может разместиться до 10 человек, включая экипаж, состоящий из трех человек: командира машины, механика-водителя и наводчика пулемета. Место механика-водителя осталось спереди слева. Над ним имеется отдельный люк, крышка которого открывается влево. Перед люком установлены четыре перископических дневных прибора наблюдения, один из которых в центре может заменяться пассивным ночным прибором наблюдения для ночного вождения.

Командир машины размещается справа от водителя и имеет вращающейся перископический дневной прибор наблюдения, установленный на крыше машины и квадратный люк, крышка которого открывается назад. Справа в передней части машины находится наводчик пулеметной установки, который управляет установкой RAFAEL Overhead Weapon Station со смонтированным на ней 7,62-мм пулеметом M240. Пулемет имеет стабилизацию в двух плоскостях и наводится при помощи дистанционного управления изнутри машины. Прицельный комплекс установки оборудован дневным и ночным тепловизионным прицелами.

Помимо дистанционно управляемой пулеметной установки на БТР «Achzarit» имеются также три дополнительных 7,62-мм пулемета, установленные на шкворневых установках: один на люке командира машины и два в задней части десантного отделения машины. Для ведения огня из этих пулеметов необходимо открывать крышки люков и высовываться из них.

Семь пехотинцев размещаются в задней части обитаемого отделения машины: трое на сплошном многоместном сиденье на левой стороне, трое на индивидуальных откидных сиденьях справа и один в центре в задней части десантного отделения.

Штатные дизельный двигатель В-55 и механическая трансмиссия были сняты и установлена силовая установка компании NIMDA. Эта необычная и чрезвычайно компактная силовая установка позволила сделать на корме машины с правой стороны выход для десанта, закрывающегося бронированной откидной при помощи гидравлического привода дверью. Нижняя ее часть откидывается вниз и служит трапом, а верхняя часть открывается вверх. Кормовой выход для десанта был выполнен без изменения конфигурации корпуса машины. Кроме того, пехота может осуществлять посадку и высадку через люки в крыше обитаемого отделения.


 

В настоящее время на вооружении АОИ имеется вариант тяжелого БТР «Achzarit» Mk2. Эта машина имеет новую силовую установку, также поставляемую израильской компанией NIMDA. Она включает в себя американский дизельный двигатель «Detroit Diesel» 8V-92 ТА, развивающий мощность 850 л.с., соединенный с американской автоматической трансмиссией «Allison» XTG-411-5. Такая силовая установка обеспечивает машине более высокую удельную мощность и лучшие разгонные характеристики. На сегодняшний день модель «Achzarit» Mk2 является последним образцом данного тяжелого БТР.

 

Боевая масса БТР «Achzarit» возросла до 44 тонн по сравнению с 36 тоннами у танков Т-55. Как уже упоминалось, башня Т-55 при переделке его в БТР «Achzarit» демонтируется. Основная разница в массе между массой БТР «Achzarit», имеющим 44 т и массой корпуса Т-55 в 27 т, объясняется установкой дополнительной броневой защиты для повышения живучести машины на поле боя. Полная высота по крыше корпуса – составляет приблизительно 2 м, а ширина машины – 3,64 м.

 

П-О в тексте Поста “Вторая ливанская война 2006 года. Хезболла против Цахала. “ упоминается, что во время войны 2006 г в Ливане боевики Хезболлы открывали ураганный огонь из всех имеющихся видов оружия по зданиям, захваченным штурмовыми группами Цахала. Этот тактический прием связан с использованием тяжёлых БТР Ахзарит. 

Израильтяне использовали боевой опыт РККА. Во время уличных боёв советские Т-34 двигаясь на большой скорости, прорывали линию обороны, после чего въезжали на передаче заднего хода в магазин, кафе или арку, используя их как укрытие. Экипаж открывал ураганный огонь из орудия и пулемётов, уничтожая огневые точки противника. Подразделения поддержки, под прикрытием огня танков, успешно штурмовали   опорные пункты противника и взламывали оборону.
 




 

При ведении уличных боёв специалисты Цахала весьма творчески использовали опыт танкистов Красной Армии. Однако в Цахале, в качестве штурмовой машины стали использовать Ахзарит. Один или несколько БТР с десантом прорывался к заранее намеченному зданию, при поддержке огня танков и пехоты. Десант  занимал здание, превращая его в опорный пункт внутри обороны противника. После чего подавлял огневые точки и поддерживал наступление основных сил. Ранее боевики вооружённые преимущественно АК и РПГ были неспособны противостоять израильским штурмовым группам, но после массового и квалифицированного применения ПТРК, миномётов и мобильных ракетных установок ситуация изменилась. Силы противоборствующих сторон уравнялись.

 

  Merkava.

 

Полномасштабное проектирование началось в августе 1970 г. после окончания экономико-технологических исследований принципиальной возможности создания израильского танка. Показательно, что в отличие от всех других стран мира, в Израиле разработка танка велась под эгидой министерства финансов, а одним из решающих факторов, повлиявших на решение начать проектирование, стал американский кредит на сумму в 120 млн. долл. Официальная мотивация программы была следующей: только танк отечественной конструкции будет наилучшим образом соответствовать израильской доктрине применения бронетехники, страна будет в меньшей степени зависеть от иностранных поставок оружия и, наконец, экономические резоны - производство собственных танков потребует меньших финансовых затрат, чем закупка боевых машин за рубежом. Все работы по проектированию возглавил генерал-майор Израиль Тал, что тоже необычно для мировой практики танкостроения. Тал был не инженер, а боевой офицер, участник всех арабо-израильских войн. Во время шестидневной войны он командовал одной из трех бронетанковых колонн, сокрушивших египтян на Синае, а в конце 60-х годов занял пост командующего бронетанковыми войсками армии обороны Израиля. 




 

Проектирование велось очень высокими темпами, несмотря на то, что первоначально в работах принимали участие всего 35 человек. Все бюрократические проволочки удалось свести к минимуму во многом благодаря самому Талу и теснейшему сотрудничеству военных и проектировщиков.

Под руководством Тала группа офицеров-танкистов тщательно изучила опыт последней войны, в особенности статистику распределения попаданий снарядов в танки. Этот анализ показал, что наибольшее число попаданий приходится на лобовую часть башни, следовательно, лобовую проекцию башни перспективного танка необходимо было свести к минимуму, “утопив” ее в корпус. Танк должен иметь возможно более высокий уровень защиты, даже в ущерб подвижности. В то же время добиться одинакового уровня защиты всех основных компонентов танка невозможно. Ограниченные людские ресурсы страны диктовали необходимость максимальной защиты членов экипажа: пусть танк будет полностью выведен из строя, но экипаж должен уцелеть. Статистика показывала, что в случае детонации боезапаса экипаж, как правило, гибнет полностью. Значит, в максимальной степени броней должны быть прикрыты члены экипажа и боекомплект.

Дополнительную защиту можно обеспечить, разместив моторно-трансмисси-онное отделение в передней части корпуса, кроме того, при такой компоновке экипаж получает возможность покинуть поврежденную машину через люк в наименее уязвимой для фронтального обстрела кормовой части корпуса. Большое внимание уделялось удобству работы танкистов.

При необходимости места резервного экипажа могут использоваться для эвакуации раненых с поля боя. Без сомнения, такая концепция привела к беспрецендентному в современном танкостроении увеличению забронированного объема корпуса и размеров самого танка, а возможность дополнительной перевозки людей внутри машины поставила в тупик многих экспертов, которые одно время даже пытались выделить израильский танк в особый подвид танков-БМП. Если компоновка танка вырисовывалась весьма необычной, то его вооружение было вполне традиционным - 105-мм нарезная пушка М68 - американский лицензионный вариант знаменитого английского танкового орудия L7. Анализ танковых боев 1967 г. показал, что основные дистанции стрельбы из пушек даже в условиях пустынь Синайского полуострова редко превышали 1000 м, а на Голанских высотах средние дистанции стрельбы были и того меньше - 300 м. В условиях конкретного ближневосточного театра военных действий 105-мм орудие вполне удовлетворяло требованиям к танковой пушке.

Корпус и башня танка - литые, имеют большие углы наклона брони (до 75 - 80°). “Меркава” - единственный в мире основной боевой танк с размещением МТО в передней, а боевого отделения в задней части корпуса. Съемный верхний лист броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нем простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками.

Еще одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения. Такое размещение двигателя наряду с бронеперегородками практически исключает поражение боевого отделения при обстреле танка спереди. На массивной литой лобовой детали корпуса находятся болтовые узлы крепления минного трала. На правом крыле расположена фара, прикрываемая дистанционно управляемым бронещитком; левая фара утоплена в надгусеничную нишу.

Двигатель - американский дизель Теледайн Континентал AVDS-1790-5А с турбонаддувом. Дизель представляет собой форсированный до 900 л.с-двигатель AVDS-1790, ставившийся на американские танки М 60 и израильские “Центурион” и М 48. Трансмиссия также американская, Аллисон CD-850-6В, но модернизированная израильскими специалистами, гидромеханическая, типа “Кросс-Драйв” с гидрообъемным механизмом поворота. Основной запас топлива размещен в топливных баках, установленных в задней части бронированных надгусеничных ниш. В надгусеничных спонсонах. имеющих разнесенное бронирование, между бронелистами расположены агрегаты, повреждение которых не ведет к потере танком боеспособности. В верхней передней части правой и левой надгусеничных ниш находятся решетки для забора воздуха, охлаждающего двигатель. Решетки для выпуска воздуха и отверстие для выброса отработанных газов находятся в боковой части правой надгусеничной ниши.

Смешение выхлопных газов с охлаждающим воздухом способствует снижению заметности танка в ИК диапазоне. Забор воздуха для питания двигателя осуществляется через решетку из зоны за ступенькой верхнего бронелиста МТО с правой стороны башни. Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления. У механика-водителя установлены три неподвижных перископических прибора, причем средний может заменяться бесподсветочным прибором ночного видения. Из-за значительного смещения его рабочего места к правому борту и незначительного угла наклона верхнего бронелиста МТО обзор механика-водителя влево сильно ограничен.

Броня башни разнесенная, толщина каждой стенки 76 мм. В промежутке между ними (тоже 76 мм) устанавливаются дополнительные защитные элементы.

С целью компенсации массы МТО, сосредоточенной в передней части танка, его башня сдвинута к корме. В результате ствол орудия лишь незначительно выступает за переднюю кромку корпуса, что уменьшает риск “зарывания” ствола в грунт при движении танка по пересеченной местности.

Объем башни значительно меньше, чем у других основных боевых танков; за счет низкой посадки членов экипажа удалось уменьшить высоту башни и снизить площадь ее лобовой проекции примерно до 1 м2. Клинообразная в плане форма башни способствует рикошету снарядов при обстреле с передней полусферы. К кормовой нише башни крепится большая корзина, по периметру нижней части которой навешены цепи со стальными шарами на концах. Цепи провоцируют подрыв боевой части гранат носимых противотанковых средств, таких как РПГ-7, до их соприкосновения с броней.

Унитарные выстрелы к орудию хранятся в контейнерах из стекловолокна с внутренним резиновым теплоизоляционным покрытием, по четыре снаряда в каждом. Большая часть боезапаса расположёна в кормовой части корпуса танка, в башне находятся только восемь готовых к выстрелу снарядов.

Предусмотрена дополнительная защита боезапаса: от детонации мин - топливным баком, расположенным под местом размещения контейнеров с выстрелами, сверху - баком с пресной водой, установленным непосредственно под верхним бронелистом и значительным свесом ниши башни с прикрепленной к ней корзиной. Стандартный боекомплект из 62 выстрелов может быть увеличен до 84.

В задней части корпуса расположен отсек для размещения боекомплекта, резервного экипажа или десяти десантников. Там же можно установить четверо носилок с ранеными или дополнительные канистры со снарядами. В кормового бронелисте имеется двустворчатый люк шириной 600 мм для доступа в боевое отделение. Верхняя часть люка открывается вверх, нижняя - вниз.

Израильские специалисты особо отмечали ее стойкость при детонации мин, поэтому применение на “Меркаве” торсионной подвески не предусматривалось изначально. Отказ от торсионной подвески позволил выполнить днище корпуса гладким, V-образной формы, что наряду с разнесенным бронированием днища повышает защищенность корпуса при детонации мины. Ходовая часть прикрыта шестисекционными экранами, изготовленными из стальной брони. Экраны могут откидываться вверх для доступа к элементами подвески. Танк “Меркава” имеет относительно невысокую подвижность из-за недостаточной величины удельной мощности и пружинной подвески опорных катков. В то же время, по мнению израильских танкостроителей, подвижность танка адекватна условиям его применения. В боевом и моторно-трансмиссионном отделении смонтирована быстродействующая автоматическая система пожаротушения “Спектроникс”.






Впоследствии были созданы несколько модификаций, наиболее совершенной из которых является МкIV.

На Merkava Mk.4 установлена самая современная система управления огнем. Командир и наводчик имеют независимые полностью стабилизированные прицелы с современными тепловизорами. Имеется и система автосопровождения цели.

Фирмой Elbit для Merkava Mk.4 разработана танковая информационно-управляюшая система (ТИУС). Она собирает информацию с электрических и оптических датчиков, навигационного оборудования и средств коммуникации. Данные отображаются на цветном дисплее, что позволяет экипажу быстрее оценивать ситуацию и принимать решения. Система отображает данные в реальном времени не только относительно своего танка, но и позволяет обмениваться ею между машинами. Интегрированная электроника машины повышает скорость принятия решений командиром и дает возможность обнаружить и поразить противника до того, как он успеет предпринять контрмеры.

Силовая установка включает в себя дизельный двигатель серии MTU883 немецкой разработки (но поставляемый американской компанией General Dynamics Land Systems под обозначением GD833) мощностью 1500 л.с., соединенный с автоматической трансмиссией Renk RK325, имеющей пять передач. Силовая установка управляется компьютером, который также обеспечивает выдачу необходимой информации водителю. Выхлопной патрубок расположен на правой стороне корпуса.

Как и на ранних модификациях «Меркавы», на новой мащине приоритет отдан обеспечению защиты экипажа, для чего боекомплект размещен в защищенных контейнерах, установлены автоматические системы пожаротушения и коллективной зашиты от ОМП. Также обеспечен более высокий уровень защиты против мин.

По различным оценкам Армия обороны Израиля уже получила от до 300 единиц.

В составе бригады «Иквот ha-Барзель» 2 танки Merkava Mk.4 принимали участие в Ливанской войне 2006 года. В ходе боев с боевиками «Хезболлы». использовавших в массовом порядке ПТУР (в том числе, и новейших типов) танки Merkava Mk.4 показали высокую устойчивость к боевым повреждениям. Было подбито 6 танков Merkava Mk.4, при этом 2 танка были потеряны безвозвратно. Один от огня ПТУР (предположительно — «Корнет-Э»), другой — от подрыва на фугасе примерной мощностью 300-350 кг тротила.

Примечание: рассматривая случаи подбитых танков с погибшими членами экипажей можно заметить, что «Меркава» Мк.4 продемонстрировали наиболее высокие шансы выживания экипажей при поражении. У них потери экипажей составляли 1.8 человек на танк, в то время как у «Меркава» Мк.3 – 2.25, а у «Меркава» Мк.2 – 3.3.

Безвозвратные потери – 5 танков:

1. 12-го июля – «Меркава» Мк.2, фугас, 4 погибших; 
2. 24-го июля – «Меркава» Мк.4 (танк комбата), фугас, 1 погибший; 
3. 9-го августа – «Меркава» Мк.2, ПТУР (или фугас, а затем ПТУР), 4 погибших; 
4. 12-го августа – «Меркава» Мк.3, ПТУР (или ПТУР, а затем фугас), 4 погибших. 
5. 12-го августа – «Меркава» Мк.4 («Коах Баная»), ПТУР, 4 погибших.

По всей видимости, у танков, поражённых ПТУР 9-го и 12-го августа сдетонировал боекомплект. Возможно, в связи с этим в некоторых сообщениях говорится не только о ПТУР, но и о фугасе.

 

Namer

 

БТР "Намер", созданный на базе "Меркава" Mk4, уже значительно отличается от прототипа. В первую очередь это касается скошенных бортовых панелей на надгусеничных полках (возможно с встроенной динамической защитой). Идея тяжелого БТР на базе танка Merkava появилась в середине 80-х годов и воплотилась в конструкцию машины Namer в 2004 г.


 

Кроме того, машина получила полноценную командирскую башенку и новую дистанционно управляемую пулеметную установку калибра 12,7 мм. Для возможности ведения наблюдения из десантного отделения ближе к кормовой части по бортам были установлены выступающие под углом смотровые стеклоблоки с усиленной защитой. Над ними расположили 6-ствольные блоки дымовых гранатометов. От танка "Меркава" Mk4 машина также унаследовала двигатель, трансмиссию и ходовую часть.


 

Созданная на шасси  танка «Меркава» БТР Nаmer скомпонована для размещения 11 человек: командира, водителя, наводчика и восьми человек десанта. Кроме того возможна загрузка носилок для одного раненного, кроме размещенного в ней десанта.

 

Израильские силы обороны значительно ограничили использование своего основного БТР М113 в Газе после двух инцидентов, в которых БТР М113 были уничтожены РПГ в мае 2004 года. В качестве немедленного решения туда были переведены тяжелые БТР, включая «Ахзарит» на базе танков Т-54/Т-55, и «Пума» на базе танка «Центурион» и «Нагмахон» на базе танка "Центурион". Израильские силы обороны снимают с вооружения свои устаревающие танки "Меркава" Mk 1, в связи с этим министерство обороны предложило снять башни с таких танков "Меркава" и использовать их шасси для создания тяжелого БТР. Себестоимость производства машины Nаmer, оценивается в настоящее время в 750000 долларов.


 

В качестве новой компоновки машины башня и крыша базовой платформы была снята, на корпусе установлена новое лобовое бронирование и улучшена конструкция броневой защиты кормовой двери/аппарели. Люк над рабочим местом водителя убран, и этот участок обеспечен дополнительной броней. Генерал Рон-Таль заметил: "Я полагаю, что мы создали самую защищенную БМП в мире. В будущем она будет оснащена системой активной защиты Trophy".

 

Днище машины также оснащено системой защиты от мин. Кроме того, специально разработанные откидные сиденья скомпонованы для дополнительной защиты при подрыве на мине. Единственный люк в крыше размещен над сиденьем командира на левой стороне крыши машины, он обеспечивает доступ к 7,62-мм управляемому вручную пулемету.


 

Отличием опытного образца, показанного на выставке, является разработанная фирмой Rafael Armament Development Authority 12,7-мм пулеметная установка Katlanit с дистанционным управлением (RCWS), размещенная на передней правой части крыши машины.

 

На машине могут устанавливаться три взаимозаменяемые системы оружия: 7,62-мм пулемет М240, 12,7-мм тяжелый пулемет М2, 40-мм автоматический гранатомет МК19 и 60-мм миномет, установленный на борту машины.. Кормовая часть крыши машины может компоноваться для размещения дополнительной 30-мм установки RCWS и возможным применением противотанковых управляемых снарядов Spike ER.В кормовой двери/аппарели машины размещена бойница для ведения огня из штатного оружия экипажа.




 

Имея в качестве базовой конструкции танк Merkava 4 и используя такой же тип ходовой части, БТР Namer отличается уникальной конструкцией корпуса. Корпус БТР Namer характеризуется малым весом, а его защита от огнестрельного оружия может быть усилена использованием бронированных модульных блоков, закрепленных на основном корпусе машины. В этих модулях используется гибридная броня с использованием как активных, так и пассивных компонентов.

БТР Namer предназначен для защиты от бронебойных снарядов танкового калибра, а также противотанковых кумулятивных снарядов, с которыми приходится сталкиваться на поле боя. БТР Namer предлагает усиленную защиту днища путем использования новой V-образной плиты и подвешенных сидений для экипажа и пехоты. Дальнейшее повышение живучести экипажа планируется провести в ходе выполнения программы производства.

Первые машины, принятые в эксплуатацию, будут оснащены дизельным МТО мощностью 1200 л.с. Такие двигатели входят в состав танков Merkava 3, однако в перспективе рассматриваются и другие варианты. К таким вариантам следует отнести современную модернизированную двигательную установку AVDS-1790, а также техническое решение, которое базируется на двигателе Europack MTU 883.

Точный вес БТР Namer хранится в секрете, однако, он находится на уровне веса танка.

П-О -  Кроме того на базе БТР Namer были созданы и поступили в войска БРЭМ  Namer ARV, КШМ 




 

  и тяжёлая САУ Sholef .




 

Очевидно, что Израиль создал на основе единой технологической базы новый тип целого семейства тяжёлых гусеничных боевых машин. Прежде всего, они отличаются очень высокой взаимозаменяемостью основных узлов и агрегатов, что значительно упрощает обучение личного состава, упрощает снабжение и обслуживание техники в войсках непосредственно, также значительно улучшается ремонтопригодность машин и возможность быстрого восстановления после получения повреждений. Ранее ничего подобного в мировом танкостроении не наблюдалось.



Источник: http://alternathistory.org.ua/tyazhelyi-bronetransporter-namer-leopard-izrail ;http://nnm.ru/blogs/a_katlan/marshrutki_dlya_pehoty/ ; http://sa100.ru/armor/Izr/Merk/merkava.php

Выгодное предложение по страхованию автомобиля

Комментариев нет:

Отправить комментарий