Вначале закончим с воровством, а потом перейдём к партнёрам.
Труднее всего выявлять воровство собственно товара. Никакими расчётными методами воровство товара выявить нельзя. Только ревизией. Можно попробовать установить системы видеонаблюдения. Но это во первых, дорого. Затраты на искоренения воровства хотя бы не должны превышать убытки от самого воровства. Не следует уподобляться английским чиновникам, которые как то раз истратили из казны 800 000 фунтов, чтобы пресечь злоупотребления в налоговой сфере в одной компании ценой в 12 000 фунтов в год. (Но они то тратили казённые деньги. А предприниматель тратит свои.) Кроме того, если система наблюдений в реальном времени, то вам придётся сидеть за мониторами самому. А это вряд ли то, о чём вы мечтали с детства. Если посадить за монитор охранника, то кто будет следить за самим охранником? Что ему стоит отключить минут на 10 систему? Если же система пишущая, то её тоже можно отключить. Хотя бы выключив питание на щитке за пределами магазина. Минут на 20. А более и не надо. За это время успеют всё, что надо занести и вынести. Система наблюдений в основном только для того, чтобы пугать.
И в силу специфики моего товара, хищение самого товара меня не сильно напрягает. А вот в продовольственных магазинах, это большая проблема. И камеры ставят, и охранников. Но всё равно много воруют.
В случае простого товара, типа овощей и фруктов, когда не надо долго обучать продавца, можно просто обшаривать периодически карманы у продавцов. Для предотвращения кражи денег. Так часто практикуют азеры. Они при приёме на работу оговаривают полное отсутствие денег в карманах. И проверку путём обшаривания карманов у продавцов. Иначе не берут на работу. С утра их продавцы сдают личные деньги хозяину, а вечером он им их возвращает обратно. Ставят своего дежурного по фруктовому ряду. Который каждые 15 минут ходит и вынимает из карманов продавцов все деньги. Эти дежурные периодически меняются.
Я этот способ не практикую. Во первых, у меня нет целого ряда прилавков. А мои торговые точки расположены довольно далеко друг от друга. И чем мотаться целый день туда-сюда, мне проще было бы самому торговать. А во вторых, я не очень верю в действенность этого способа. Что помешает продавцу сунуть тысячу рублей себе в трусы? Так что, и в трусах у неё обшаривать, что ли? Да и всегда можно договориться и сдать краденое в виде сдачи своему человеку, изображающего покупателя. Купил на 10р, а она ему на сдачу даёт 1000. Отследить это практически невозможно.
object width="728" height="90">
У меня легче тем, что мой товар нужен конкретной семье в ограниченных количествах. И реализовать его за пределами специализированного магазина проблематично. Поэтому товара много не крадут. У меня последнее время воруют деньги. Раньше встречался и левый товар, и завышение цен, но последнее время что то не встречаю сложных случаев мошенничества. (А как выявлять кражу денег я описал в более ранних статьях в этом тэге.)
А то, что крадётся в виде товара, выявляется ежемесячной ревизией. И по своим размерам у меня объём воровства собственно товара, вполне позволяет возместить краденное из зарплаты продавцов.
Это я к тому, что и в вычетах надо знать меру. Зарплата честного персонала должна быть заметно выше, чем у конкурентов. Причём, с учётом средних вычетов и штрафов. Что бы персонал потерял в зарплате, если решит уволиться. Если не соблюдать это условие и вычитать не в меру и не с виновных, а со всего коллектива, то коллектив, не замешанный в воровстве, разбежится. Останутся одни воры. С них что вычитай, что не вычитай, им без разницы. Они не с зарплаты кормятся.
Кстати, о ревизиях: у меня ревизия длится по 6 часов. На это время торговля прекращается. Так что каждая ревизия приводит к потере прибыли за пол дня простоя в торговле. Сумма не малая. Так что надо взвесить потери от ревизии и возможные потери от воровства. И проводить ревизии не чаще, чем надо для минимизации суммарных потерь от ревизии и воровства. Я пришёл опытным путём, что ревизия раз в месяц оптимально.
Ещё раз напоминаю: ревизия не может сойтись по нулям! Всегда есть или недосдача, или избыток. Если ревизия сошлась по нулям, то это вернейший признак подгонки результатов. Задумайтесь: зачем они подгоняют результат? Возможно потому, что боятся штрафов. (Но это они вначале боятся. А потом начнут подгонять для покрытия хищений). Поэтому надо вывести опытным путём нормы допустимой недосдачи. Это зависит от типа торговой точки и товара. Мы с женой определили процент допустимых недосдач ещё в те времена, когда торговали сами без персонала. Воровать было некому. А избытки и недосдачи всё равно были. Если недосдачи укладываются в норму, то я деньги у персонала не вычитаю. Чтобы не провоцировать на хищения. Если появляется избыток, то я о нём персоналу не сообщаю. По нынешним законам – избыток не криминал. Поэтому, если это был левый товар, то они к следующей ревизии его непременно вынут. Возникнет недосдача. Вот её и вычтите. Если это просто ошибка, то пусть персонал о ней тоже не знает. Чтобы в следующий раз не вынули лишнее на всякий случай. По принципу: «поймают, тогда и вернём».
Ревизии бывают плановые и неожиданные. Неожиданные хороши для выявления левого товара. Если проводите плановые ревизии, то надо проводить их на всех ваших точках и складах. Если проводить плановые ревизии в разное время, то персонал может для сокрытия хищений на время ревизии перебрасывать товар с одной точки на другую. Взвесьте: хватит ли у вас надёжных людей для одновременной ревизии на всех точках? Если нет, а подозрения на воровство серьёзные, то надо закрыть своими замками все склады и точки и делать ревизии несколько дней подряд. И понести убытки от полного сворачивания торговли за это время. Почему надо менять замки? А нет уверенности, что персонал, допущенный к ключам, не сдублировал ключи. (Что бы не перебрасывали товар с точки на точку).
При подсчёте ревизии тоже могут быть ошибки. Поэтому при обнаружении недосдачи я приглашаю заинтересованный персонал и они сами пересчитывают. Часто находят мои ошибки в счёте. Если случай сомнительный (запись, к примеру, в накладной нечёткая), то я истолковываю его в пользу персонала.
Иногда продавцы вынимают часть денег. Но перед ревизией возвращают. Это выражается в аномально больших выручках перед ревизиями при малых выручках прежде. Если я подозреваю такой случай, я говорю, что пора делать ревизию. Выручки увеличиваются.
В этом случае продавцов пока можно не выгонять. Пока они ещё не окончательно скурвились. Пока с ними ещё можно работать.
****
Некоторые видят панацею от воровства в семейном бизнесе. Ну, это если придерживаться принципа: пусть воруют, всё равно всё в семье останется! Доказано, что родственники воруют не меньше посторонних. Даже я скажу резче: чаще всего кражи в семье делают именно родственники.
Очень часто воруют дети – подростки. Воровать у родителей это удобно, выгодно и главное, безопасно. Даже если мать и поймает чадо за этим занятием, она его в ментовку не сдаст. А даже наоборот – будет всячески выгораживать.
Часто воруют любовники и любовницы. При современной деградации семьи некоторые женщины совершенно искренне принимают так называемых «гражданских мужей» за настоящих. Причём, у некоторых каждый месяц новый «гражданский муж». И как я могу таким «жёнам» и их «мужьям» доверять?
Мне несколько раз приходилось выгонять лично честных продавщиц, которые в припадке любовной слепоты, запускали за прилавок своих детей и сожителей. После того, как при ревизии обнаруживались недосдачи, эти женщины страшно обижались на меня, когда я указывал на их близких как на воров. Вот и приходилось выгонять.
И вообще я родственников и блатных не беру. Ни в работники, ни в партнёры. У них один недостаток: как бы они плохо не работали и как бы не разваливали и мутили коллектив, их нельзя выгнать. Так что лучше просто не брать. Я уже писал, что ни за что бы не взял на работу «хорошую девушку». Если девушка действительно «очень хорошая», то дал бы ей её зарплату и пусть дома сидит. Дешевле обойдётся, чем если она за эту же зарплату будет стравливать коллектив и путать документы. Хотя, очень многие «хорошие девушки» очень надеются сделать карьеру посредством своего «близкого друга».
Пихать своих близких на должности – это чиновничьи нравы. Дело в том, что чиновник не может, как я, просто вынуть деньги из кармана и заплатить своему человечку. Деньги то не его. Единственный способ для него «порадеть родному человечку» – пристроить его на должность. Чем они и занимаются по мере сил.
То же самое и с партнерами.
Была у нас в городе довольно крупная торговая компания. Ей владели три партнёра. Ну и они по советской ещё привычке поставили своих трёх жён кого бухгалтером, кого начальником планового отдела, кого ещё кем. Главное, чтобы название должности звучало!
Вначале перегрызлись их жёны. (И ведь не выгонишь!) Потом они перессорили между собой своих мужей. Играя на зависти и «чувстве справедливости». Примерно так: «Смотри, Васька себе уже второй джип покупает. А мы с тобой всё на старой тоёте ездим! А ведь ты работаешь больше его!» И партнёры настолько перегрызлись вслед за жёнами, что когда один узнавал, что кто то из его бывших партнёров летит с ним в одном самолёте, то сдавал билет. Торговая кампания у них, естественно, развалилась.
Такая вот печальная история. Причём, весьма типичная. Так что и «надёжные партнёры» не гарантируют успешной работы. С партнёрами ещё можно без скандала разделить прибыли. Иногда. С некоторыми. А вот как без скандала разделить убытки? Вот в чём вопрос. Поэтому партнёрские фирмы работают до первых убытков. А потом разваливаются. Партнёры начинают в убытках обвинять один другого.
Поэтому я партнёров не держу. Сам ошибусь – сам и поправлю.
Я верю только в себя и только себе. И то не всегда.
Поэтому до сих пор жив и при делах. Чего и вам желаю.
http://bulochnikov.livejournal.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий